Внимание! С 1 апреля 2021 года вводятся новые правила сдачи экзаменов на права. Сдать экзамен станет сложнее!

Только до 31 декабря набор в группы с гарантированным экзаменом по старым правилам!

Весной следующего года экзамен на получение водитель­ского удосто­верения в России начнут принимать по-новому. Вся процедура претерпит несколько серьёзных изменений, и больше всего будет затронута практическая часть экзамена. Рассказываем, как всё это будет работать и к чему готовиться кандидатам в водители.

Что случилось

Министерство внутренних дел России опубликовало на портале проектов нормативных актов новый регламент приёма экзаменов у кандидатов в водители, содер­жащий доскональные описания всех новых процедур.

Изменения должны начать действовать с 1 апреля 2021 года. Изначально планиро­валось, что постанов­ление правитель­ства, которое утвердило новые правила выдачи прав, вступит в силу 1 октября 2020 года, но из-за пандемии сроки сдвинулись до весны 2021-го.

Что изменится в экзаменах на водительские права

Главное нововведение — отказ от одного из элементов экзамена. А именно — от проверки перво­начальных навыков водителя, которую в народе называли «площадкой». Теперь все умения кандидатов в водители будут проверять в реальных городских условиях. Такой подход не встретил едино­гласного одобрения, но Госавто­инспекция настояла на своём варианте.

В ГИБДД считают, что благодаря ново­введению количество бюро­кратиче­ских процедур сократится и появится возмож­ность принять больше кандидатов в водители. Кроме того, в ведомстве уверены, что сама автошкола не должна допускать до экзамена человека, не способного справиться со змейками и эстакадами.

Впрочем, часть элементов площадки всё-таки останутся, но проверять их будут в реальных дорожных условиях — речь идёт про остановку и трогание с места в горку, парал­лельную парковку и про разворот в ограни­ченном пространстве.

Документ определяет и продолжитель­ность экзаменов: практическая часть займёт 30 минут, но не для всех. Тем, кто собирается ездить с прицепом, например, категории «Е» к «В», «С» или «D», а также подкатегории «С1», «D1», сидеть за рулём с инспектором под боком придётся 40 минут. Это связано с тем, что таким кандидатам добавят несколько особых упражнений: парковку для разгрузки-погрузки, сцепление-расцеп­ление прицепа, а также прямо­линейное движение задним ходом.

Наконец, со следующего года водителей будут проверять на умение ездить с максимальной разрешённой скоростью, а также протести­руют навыки обгона и опережения. Напомним, что это не одно и то же. Обгон — это манёвр с выездом на встречную полосу. Опережение — манёвр, совер­шённый в части дороги, предназна­ченной для движения в одном направлении.

Как будут оценивать результаты

Как и прежде, для оценки будет использоваться система штрафных баллов. Набрал пять — экзамен закончен, не сдал, выходи. Одно из новшеств свежего регламента — появление штрафного балла для тех, кто едет слишком медленно. А если при этом экзаменуемый создаёт помехи другим машинам, то это уже 2 штрафных балла.

Экзамен закончится, не начавшись, если кандидат в водители не пристегнёт ремень безопас­ности или схватится за смартфон во время движения. Всё это считается грубейшими наруше­ниями, наравне с выездом на встречную полосу и проезд на красный свет.

Нарушения, после которых экзамен закончится сразу

Не пристегнул ремень безопасности

Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходи­мость вмешатель­ства в процесс управления экзаменаци­онным ТС с целью предотвращения ДТП

Допустил наезд на бордюр, препятствие

Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество

Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество

Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешённых случаев) или на трамвайные пути встречного направления

Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика

Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписы­вающих знаков, дорожной разметки, а также знаков особых пред­писаний, за исключением парковочных мест

Пересёк стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запреща­ющем сигнале светофора (регулировщика)

Нарушил правила выполнения обгона

Нарушил правила выполнения поворота

Нарушил правила выполнения разворота

Нарушил правила движения задним ходом

Нарушил правила проезда железно­дорожных переездов

Превысил установленную скорость движения

Нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов

Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц

Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора

Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков 

 

Что ещё нужно знать про новые экзамены

Необычное новшество: во время приёма экзамена в автомо­биле может находиться предста­витель автошколы, а также другие кандидаты, сдающие экзамен.

Представитель автошколы нужен в связи с тем, что автомобиль принад­лежит непосред­ственно ей. Инспектор к этой машине отношения не имеет, поэтому не может (и не должен) отвечать за её сохран­ность, а также за причинение ущерба третьим лицам. Точно так же, как и кандидат в водители.

Что изменится для мотоциклистов

Практический экзамен для мотоциклистов и квадро­циклистов почти не изменился. Они по-прежнему будут сдавать его на площадке, но пара упражнений были модерни­зированы.

А именно — экзамен на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) дополнен тестами на умение кандидата безопасно тормозить с разных скоростей, включая экстренное торможение, а также проверкой умения ездить прямо при движении задним ходом.

Что изменится в процедуре сдачи экзамена

 

Обменять права с истекшим сроком годности или получить между­народные права, как и раньше, можно будет в любых подразде­лениях без территори­альной привязки. Если, конечно, они этим занимаются. А вот сдать экзамен на права, увы, так же просто не получится.

 

С весны следующего года держать экзамен можно будет только в том подраз­делении, куда автошкола, где кандидат проходил обучение, подала заявку: такая же схема работала раньше, но от неё отказались. Однако выяснилось, что это послаб­ление негативно сказалось на подготовке водителей. Автошколы выпускали учеников, а те сдавали на права там, где им удобно — и не всегда успешно. Отследить заведения, плохо обучившие водителей, в таком случае было трудно, особенно если человек уезжал сдавать в другой регион.